модели развития науки поппера и куна

В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки. Парадигма дисциплинарная матрица выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям.

Концепции развития науки: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани

Впоследствии из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок. При этом приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов психологических, политических, культурных и т.

модели развития науки поппера и куна

Философия науки — это философская дисциплина, предметом которой является наука как относительно самостоятельная сфера духовной и практической, социально и технически организованной деятельности человеческого общества, направленной на получение и использование научных знаний. Первые философские идеи, лежащие в основании современной науки, определяющие принципы и цели научного познания, принадлежат еще родоначальникам философии Нового времени - Ф. Важный вклад в становление этой дисциплины внесли позднее И. Кант и неокантианцы и постпозитивисты, ведущие представителями являются - К. Фейерабенд разработали свои концепции науки. В центре внимания философов науки XX столетия были прежде всего проблемы, связанные с методами научного познания: В связи с этим было принято говорить о философии и методологии науки как о едином направлении исследований. В предмет философии науки традиционно включаются такие темы как сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной и практической деятельности человечества и отличие от них, методологические вопросы научного познания, проблемы интуиции и творчества, социокультурной обусловленности открытий и т.

Споры о развитии науки (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)

Перейти к загрузке файла. Главная Философия Роль науки в современном образовании и формирования личности. Основные модели развития научного познания К. Фейерабенда Карл Поппер рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся. Томасом Куном включает в себя два основных этапа. Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма. Если расширения не происходит — регресс НИП. Конкуренция НИП приводит к вытеснению тех из них, которые объясняют меньшее число аномалий. С критикой логического позитивизма выступил британский философ Майкл Полани Он разработал концепцию неявного знания, выделяя в структуре познавательной активности явные и неявные компоненты. Любая наука, согласно Куну, проходит в своем движении фазы периоды: Эти три фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии парадигма отсутствует , и существует множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием новой парадигмы.

модели развития науки поппера и куна

На этой стадии существует диссенсус , то есть разногласия, в научном сообществе. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают ее основные настановлености. Тем не менее, пока эти настановлености хранят в себе элементы произвольности, сама природа нормального исследования дает гарантию, что эти нововведения не будут подавляться слишком долго. Иногда проблема нормальной науки, проблема, которая должна быть решена с помощью известных правил и процедур, не поддается неоднократным усилиям даже самых талантливых членов группы, к компетенции которой она принадлежит. В других случаях инструмент, предназначенный и сконструированный для целей нормального исследования, оказывается неспособным функционировать так, как это предполагалось, что свидетельствует об аномалиях, которые, несмотря на все условия, не удается согласовать с нормами профессионального образования. Таким образом и не только таким нормальная наука сбивается по развитию все время. И когда это происходит, - то есть когда специалист не может больше избежать аномалий, разрушающих существующую традицию научной практики, - начинаются нетрадиционные исследования, которые в конце концов приводят всю эту отрасль науки к новой системе предписаний commitments , к новому базису для практики научных исследований. Исключительные ситуации, в которых возникает эта смена профессиональных предписаний, будут рассматриваться в этой работе как научные революции. Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, то есть социокультурных детерминант развития науки. Считает односторонним социально-экономический анализ социокультурных детерминант развития науки, так как этот анализ впадает в другую крайность — выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних. Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями , требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Необходимым условием развития науки является необходимость нарушать правила, а не следовать им. Утверждение Поппера о том, что исследование начинается с проблемы, считает ложным.

35.Философия науки. Модели научного познания (к.Поппер, т.Кун, и.Лакатос)

Сначала он обосновывает тот факт, что можно развивать науку, действуя контриндуктивно. Контриндукция заключается в том, чтобы вводить и разрабатывать гипотезы, несовместимые с хорошо обоснованными теориями принцип пролиферации теорий и фактами. Обоснования заключаются в следующем:. Здесь он говорит и об уже упоминавшейся ранее нагруженности фактов — мы не можем изнутри открыть тот мир, который предполагается в наших действиях — для этого нам нужен внешний стандарт критики, нужен совершенно иной мир.

  • Домики рыбалка харьковская область
  • Лодочный винт для бензокосы
  • Лодки фрегат в чите
  • Держатель для датчика эхолота минск
  • В качестве такого мира он предлагает рассматривать мир сновидений, религию, мифы и т. Утверждая, что альтернативные теории можно брать из всех доступных источников в том числе из иррациональных, а также и из истории науки , он приходит к тому, что в его рассуждениях стирается граница между историей науки, ее философией, вообще всем остальным знанием и наукой.

    В вопросе о гипотезах ad hoc [это когда в целях спасения теории выдвигается вспомогательная гипотеза для объяснения какого-то конкретного случая. Изначально кроме этого объяснения из них ничего другого не следует и они уменьшают научность проверяемость теории в смысле Поппера] он соглашается с точкой зрения Лакатоса: Подробно останавливается на вопросе возможной несоизмеримости теорий и приходит к выводу о том, что она возможна: На историческом материале устанавливает, что она может быть так же и в восприятии. Куна, в основном разработанной им в книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:. Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец парадигму. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" проблем, неразрешимых в ее рамках. Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга.


    2017 © maneken-spb.ru / Для рыбаков - онлайн журнал о рыбалке